Сохранить Удалить
В закладки
Авторизация
Регистрация   Забыл пароль

Статьи

Нечестные тендеры. Реально ли победить?
223 ФЗ, госзакупки, тендеры, тендеры госзакупки, закупки
14 Июля 2016, 10:59
Согласно действующему законодательству, государственные компании осуществляют закупку товаров, услуг, работ на конкурсной основе. При этом любая компания вправе побороться за победу. Однако есть немало тонкостей и нюансов, которые значительно снижают шансы на успех. О них детальнее расскажет эксперт компании СКБ "Контур" Марина Савукова.

Собственно, современные реалии говорят о том, что даже победа еще не гарантирует подписание сторонами договора. Так, Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ предусматривает, что заказчик не обязан в обязательном порядке заключать договор. В теории после завершения процедуры торгов компании-участнику могут отказать без какой-либо внятной аргументации причин, выбрав в качестве поставщика другого претендента. Хотя подобная практика не сказать, что сильно распространена. Поэтому победить вполне реально и за это стоит бороться.

"Случайные" опечатки
Палки в колеса нежелательным участникам тендера заказчик нередко начинает ставить еще на этапе размещения информации в Единой информационной системе (на ресурсе zakupki.gov.ru). Самое простое – намеренное искажение сведений, что усложнит поиск, если только изначально не знать, что конкретно нужно отыскать в недрах базы сайта. Отсюда и нелепые ошибки в словах или синонимах, которые вовсе не так невинны, как может показаться на первый взгляд. Если вместо "автомобиля" заказчик выразил желание приобрести для нужд компании "атвомобиль", то, скорее всего, дело не в банальной опечатке, а в специально допущенной ошибке с целью отсеивания части нежелательных участников тендера. Аналогично и с указанием неверных кодов продукции, так, к примеру, продукты оказываются в сегменте ремонта автомобилей. Естественно, поиск по классификатору товаров в этом случае ничего не даст – поставщик пройдет мимо интересной закупки, где его не вовсе не ждут.

Что же делать? Тратить больше времени и сил, пристально просматривая закупки, проверять наличие искаженных слов, сочетать поиск по конкретным товарам или услугам с кодами ОКПД и т.д. Не лишним будет просмотреть все закупки на крупные суммы – обычно пытаются скрыть информацию именно о дорогих заказах. В обозримом будущем планируется внедрение единого каталога, где заказчикам необходимо будет просто выбрать нужные услуги или товары из перечня. Это полностью исключит вероятность намеренной или случайной ошибки при оформлении закупки. Вопрос только в сроках реализации проекта – пока что данный каталог лишь на стадии разработки и когда он начнет функционировать, неизвестно.

Догадайся сам
Впрочем, не обязательно прятать информацию от потенциального участника торгов, можно сделать так, чтобы он сам бросил эту затею. Существует несколько распространенных способов реализации этого плана. Наиболее тривиальный – установка нереальных сроков исполнения контракта. Естественно, ни один здравомыслящий поставщик добровольно не пойдет на такие условия. При этом действующее законодательство даже не требует от заказчика обоснования выставленных сроков. Они просто есть, а соглашаться или нет – удел участника тендера. Встречается также, что поставщикам грозят жесткими штрафными санкциями или вообще предъявляют неправомерные и завышенные требования. Суть всего вышеперечисленного одна – вынудить компанию отказаться от участия.

Сюда же относится "забывчивость" заказчиков, которые порой прячут важную информацию где-то в недрах объемной сопроводительной документации, не считая нужным указать ее и в техническом задании. К примеру, бывало, что техзадание включало в себя более 2,2 тыс. страниц PDF-файла. По логике заказчика, поставщик должен изучить техническое задание за 15 дней, подготовить заявку и зарегистрироваться на электронном аукционе. Можно ли успеть это? Вопрос риторический. Если только изначально не знать всех нюансов, которые заранее сообщаются нужному поставщику.

Помочь могут запросы на разъяснение документации. Всего их предусмотрено три. Если же заказчик не спешит реагировать, явно дожидаясь окончания срока подачи заявок, то нужно идти в региональное отделение ФАС, жалуясь на некорректное содержание документации. Известны случаи, когда после жалоб закупку даже отменяли, как было с тендером на проведение ремонтных работ в здании дипломатической академии МИДа на Остоженке.

Игра в конверты
В определенный день заказчик приступает ко вскрытию конвертов с заявками. Вот только проверить, не было ли это сделано заблаговременно, невозможно. В итоге победителем выходит нужный поставщик, которому сообщили о сумме минимальной ставки. Все, что ему нужно сделать – сбросить цену на пару рублей при оформлении своей заявки. Впрочем, иногда поступают еще проще – конверт своего поставщика "вскрывается" последним, его называют победителем, а что там было в реальности указано – никого не волнует. Точнее, волнует добросовестных поставщиков, но показывать документ им никто, естественно, не собирается.

Из вероятных улучшений на данном поприще – внедрение электронного формата подачи заявок и проведения открытых конкурсов. При такой системе вышеуказанные махинации с конвертами осуществить уже не получится, что в разы повышает шансы на победу честных участников тендера. Ожидается, что система начнет действовать с 1 января следующего года. А пока что поставщики могут подавать заявки непосредственно на процедуре вскрытия конвертов, а также вести видео- или аудиозапись. Все это разрешается действующим законодательством (ч.2 ст.78 44-ФЗ).

Победа – не всегда хорошо
Некоторые заказчики намеренно затягивают возвращение денег, которые перечислил им поставщик в рамках обеспечения заявки. Иногда это тянется даже не неделями, а месяцами, а то и больше. Заказчик вдруг "теряется", перестает отвечать на телефонные звонки и на письма по электронной почте, всячески избегает встреч с поставщиком. В таких условиях получить назад свои деньги очень проблематично. Поэтому перед подачей заявки не лишним будет проанализировать профиль заказчика. Не исключено, что в его "послужном списке" немало судебных разбирательств именно по причине невыплат за предоставленные поставщиками услуги или товары. Насторожить должны и нечеткие критерии определения приема работы.

Встречается и практика снижения цены постфактум. Заказчик внезапно решает, что оговоренная сумма слишком высока и требует ее уменьшения. Если сделка становится нерентабельной для поставщика, последний отказывается от предложенных условий. В итоге его заявка отклоняется, а закупка переходит в категорию несостоявшихся.

Да, вероятность столкнуться с недобросовестными заказчиками существует, но это не повод отказываться от участия в госзакупках. Несмотря на все минусы, изложенные выше, шансы победить существуют, что подтверждается нашей статистикой. Выиграть может любая компания, а не только свои поставщики.

Сервис «Банкротный шпион» подготовил статью по материалам публикаций Марины Савуковой.

База имущества, продаваемого на ЭТП - https://bankrot-spy.ru/torgi

Другие интересные статьи на банкротную тему: http://bankrot-spy.ru/articles/allarticles
Комментарии (0)
Вы не можете писать комментарии!
Вверх
Информация на данном сайте предоставляется "КАК ЕСТЬ" и предназначена только для ознакомительных целей без каких-либо гарантий и передачи прав. Любое использование информации в иных целях запрещено и производится на ваш страх и риск. Все права защищены. Яндекс.Метрика