Новости сайта
На пороге бюджетного кризиса
Падение доходов от экспорта нефти и газа
Согласно отчету Министерства финансов об исполнении бюджета за I полугодие 2015 года, который недавно был официально представлен на заседании правительства, впервые с 2010 года зафиксировано уменьшение доходов от экспорта газа и нефти. Как следует из документа, бюджет недополучил 727 млрд. рублей. Основная причина кроется в снижении цен. Напомним, что за период с первого полугодия 2014 года до первого полугодия 2015 года стоимость барреля нефти упала со 107,3 до 57 долларов. На этом фоне несырьевой сектор экономики хоть и показал небольшой рост – доходы увеличились на 77 млрд. рублей, – но не смог скомпенсировать потери доходной части. Итог – снижение общего дохода федерального бюджета почти на 2,5% ВВП. В денежном эквиваленте это составляет около 650 млрд. рублей. Изменения в доходности секторов экономики сказались на структуре бюджета. Как подчеркнул премьер Дмитрий Медведев, выступая на заседании правительства, подобное наблюдается впервые за последние годы. В частности, доходная часть почти на 55% сформирована за счет финансовых поступлений от ненефтегазовых источников. Негативные тенденции отметил и Антон Силуанов, возглавляющий Министерство финансов, резюмировав, что первое полугодие 2015 года ознаменовалось дефицитом федерального бюджета на уровне 2,3% ВВП. Это случилось впервые с 2010 года.
Сокращение экспортных пошлин
Объем поступлений в бюджет от так называемых неналоговых доходов, куда входят таможенные платежи и плата за управление имуществом, также снизился. Всего недосчитались 970 млрд. рублей, что эквивалентно падению доходности более чем на 31%. В основном это является следствием падения цен на сырье, которое потянуло за собой и экспортные пошлины. Согласно отчету, они сократились примерно на 60,8%. К примеру, только из-за пике стоимости нефти бюджет недополучил 552 млрд. рублей. Впрочем, эта сумма могла оказаться намного значительнее, но здесь сказалось влияние девальвации. Последняя автоматически приплюсовала 359 млрд. рублей. Второй фактор, немного смягчивший последствия негативных тенденций нефтегазовой отрасли, – наращивание объемов поставок за рубеж сырой нефти. Это позволило дополнительно получить 154 млрд. рублей.
Рост задолженности по налогам
Налоговые платежи также характеризуются негативной динамикой. С января задолженность по ним выросла более чем на 53,6 млрд. рублей. Если же говорить об общей задолженности, то здесь цифры очень существенные – 1,2 трлн. рублей. По федеральным налогам заложенность достигла 952 млрд. рублей. За шесть месяцев она увеличилась на 40 млрд. рублей. В отчете указаны и "лидеры" по неуплате налогов. Больше всего задолжала Москва и Московская область – в процентном эквиваленте показатель достиг 28% и 5,4% соответственно.
Увеличение ненефтегазового дефицита
Еще один серьезный "звоночек" для экономики – дефицит, который всего лишь за полгода достиг отметки в 2,3% ВВП. В прошлом году отчет за аналогичный период показал такую же динамику, но тогда это уравновесилось профицитом, равняющимся 2,2% ВВП. Сейчас картина выглядит намного серьезнее, особенно если не учитывать сырьевые доходы. Сказалось как падение цен на сырье, так и введение антикризисных мер. Дефицит ненефтегазового сектора достиг 11% ВВП при профиците 9,1% ВВП.
Активизация работы ведомств – тратить стали больше
На фоне сокращение доходной части бюджета ведомства начали значительно активнее расходовать средства. По словам Силуанова, настолько высокая динамика роста расходов зафиксирована впервые за последние восемь лет. Он отметил, что за первое полугодие кассовое исполнение расходов выросло примерно на 1 трлн. рублей (2,1% ВВП). В основном это связано с выдачей авансов по государственным контрактам. С другой стороны, наблюдается стабильное увеличение дебиторской задолженности, рост которой составил с января 40% (1,6 трлн. рублей), а общая сумма достигла отметки в 4 трлн. рублей. Среди наиболее значительных должников упоминаются предприятия "Росатома", Роскосмоса, а также Министерство обороны.
Как поступит Минфин?
Как считает Валерий Миронов, занимающий пост главного экономиста Центра ВШЭ, плохое исполнение бюджета в 2015 году вполне может быть использовано Минфином в аргументации необходимости урезать те или иные статьи расходов в 2016 году. Власти вполне могут разыграть этот козырь, попытавшись минимизировать недовольство населения непопулярными мерами. Тем более что составление бюджета напрямую связано с политическими циклами. И конечный результат сильно зависит как раз от того, насколько электорат поддерживает определенные политические силы. Согласно подсчетам экспертов ВШЭ, удержание стоимости нефти столь нехарактерном для последних лет уровне, при отсутствии реальных корректировок в расходной части бюджета, приведет к тому, что Резервный фонд опустеет в 2017 году – за год до новых выборов.
Как сообщает РБК, ссылаясь на слова Александры Суслиной, возглавляющей направлений "фискальной политики" Экономической экспертной группы, стоит ожидать, что Минфин в качестве аргумента будет приводить данные объективного состояния экономики, а не апеллировать сугубо к негативной динамике исполнения бюджета. Последние как раз являются следствием ухудшения экономической ситуации. Учитывая стресс, в котором находится экономика, правительство не может позволить себе бездействовать, не отражая это все в бюджете. Суслина также отмечает, что положительное влияние девальвации пусть и немного смягчило последствия от сокращения доходной части, но полностью исправить ситуацию это не сможет. ...
Добавил: Дмитрий |
10 Сентября 2015, 09:29 |