Сохранить Удалить
В закладки
Авторизация
Регистрация   Забыл пароль

Статьи

Электронные и классические торги по приватизации - мнение экспертов. Часть IV.
торги по приватизации, приватизация, продажа госимущества
15 Ноября 2016, 20:54
Продолжаем серию статей, посвященных теме приватизации государственного имущества. Выступление на совете экспертов «Законодательные инновации в сфере приватизации. Классические и электронные торги – плюсы и минусы», начальника департамента приватизации ОАО «Российский аукционный дом» Имановой Анжелики Фазильевны.

    Проблемными вопросами для бизнеса в торгах по приватизации являются вопросы задатка.
«Речь идет о небольшой сумме задатка, с одной стороны это возможность неким черным маклерам, спекулянтам, интриговать на торгах и вынуждать создавать какие-то искусственные условия, для того, чтобы перекупить сделку, а потом вас же шантажировать тем активом, который вам необходим. Но при этом не следует исключать того, что если задаток будет стопроцентный, то вопрос извлечения из бизнеса единовременно такой крупной суммы, в нынешних условиях невозможен. Возможность кредитования тоже достаточно низка, поэтому, возможно, банковская гарантия является оптимальным выходом для того, чтобы эту ситуацию несколько подкорректировать.

    Хотелось бы отметить, что срок оплаты, который сейчас действует по приватизации, тридцать рабочих дней, включая период на штрафные санкции. Я не знаю сделок на вторичном рынке, где существовали бы столь жесткие сроки оплаты. И оплаты именно деньгами, не встречными обязательствами или опционами. Поэтому, возможно, государству надо подумать, немного больше уделить внимания государственным частным партнерствам, развитию программ, в том числе программ кредитования государственными банками, чтобы понимать, что у инвестора, который нацелен работать и созидать, есть поддержка.

    Что касается отчета об оценке: начальная цена на торгах предполагает, что приходят участники и торгуются вверх, на повышение. Изначально это и тренд, и ожидания государства, и ожидания участников торгов. И здесь надо уделить внимание, что это не должна быть цена изначально рыночная, потому что тогда публика не торгуется, инвестор не видит вообще возможности торговли как таковой, и срабатывает психологический фактор, когда не приходят на торги, считая, что цена и так уже максимально возможная. И это, в некоторой степени отпугивает девелоперов.
Наш комитет довольно часто сталкивается с проблемой качества активов. Мы говорим о приватизации, это значит и покупку зданий, помещений, покупку девелоперами, собственниками бизнеса, в том числе и мелкого. И здесь хотелось бы понимать, что они приходят и получают минимальный пакет документов, и считается что он вполне достаточен, предусмотрен законодательством, размещен на электронной площадке. А в итоге получается, что они покупают кота в мешке.

    И при этом, Росимущество ввело в практику возможность направления дополнительного запроса, предоставления дополнительной документации, ответов на дополнительные вопросы. Только формат предоставления этой информации, как и положено госорганам, в течение месяца. Соответственно, срок экспозиции 25 календарных дней. Через месяц ты получаешь ответ, а тебе в принципе уже это не интересно, потому что продумать ты ничего не можешь. Получается, что у нас сам потребитель услуги, покупатель, несет риски и ответственность за тот товар, который он приобретает. Хорошо, если это маленькое помещение, но когда речь идет о земельных участках для комплексного освоения или о бизнесе, то здесь покупатель является заложником ситуации.

    И поэтому, зачастую в субъектах РФ, когда привлекаются частные продавцы, допускается возможность проведения глубокого юридического, технического и финансового аудита. В том числе, допускается возможность мотивации менеджмента с тем, чтобы они своевременно предоставляли информацию и допускали представителей будущего покупателя на объект приватизации, чтобы он мог более детально изучить актив и понять экономический эффект от приобретения данного актива.

    Еще хотелось бы отметить, что торги по приватизации в электронном виде, электронная приватизация, рассматривается как новая форма, новая игрушка. А всюду ли в нашей стране есть нормальный доступ к сети Интернет? Кто-то скажет, что это в деревне не нужно. А фермер живет не в деревне? И почему мы, тем самым, ограничиваем его возможность доступа к информации? И фактически, он становится заложником ситуации, когда он готов купить актив, а у него технически проблемы. И какие гарантии он может получить относительно оператора площадки, когда электронная площадка руководит продажами и является манипулятором данной процедуры. Фактически, у нас есть жалобы, когда есть желающие купить, но зависает сервер торгов, а обращение в техподдержку ничего не дает. И нет возможности обратиться в суд, потому что нет доказательной базы, нотариус эту ситуацию не заверяет.

    Хотелось бы, чтобы государство не только говорило о красивых законодательных инновациях, о том, как оно современно, как оно идет навстречу обществу. Надо все-таки, чтобы мы изначально принимая какое-то решение подходили к нему конструктивно, думали о том, как усовершенствовать саму систему и формат подхода к торгам, а главное, отношение к покупателю, который готов вложить деньги в активы, а главное не просто их купить, а развить, и приносить государству доход в виде налогов."

База объектов приватизации: http://bankrot-spy.ru/privatized

Заказать электронную подпись (ЭЦП): http://bankrot-spy.ru/request
Комментарии (0)
Вы не можете писать комментарии!
Информация на данном сайте предоставляется "КАК ЕСТЬ" и предназначена только для ознакомительных целей без каких-либо гарантий и передачи прав. Любое использование информации в иных целях запрещено и производится на ваш страх и риск. Все права защищены. Яндекс.Метрика